История SBEC (Single Board Engine Controller)
Первой широко распространенной электронной системой впрыска у Крайслера была пара LM+PM (Logic Module и Power Module).
Логический модуль и силовой модуль. 1984-1987 года выпуска. Логический модуль находился в салоне автомобиля (обычно в ногах у пассажира) и занимался вычислениями параметров топливной системы. Результатом вычислений являлись слаботочные сигналы отправляемые силовому модулю.
Силовой модуль находился в моторном отсеке (на левом брызговике) и исходя из полученных от ЛМ сигналов управлял исполнительными органами топливной системы посредством нескольких силовых транзисторов и регуляторов.
Эти компоненты в те года прилично грелись во время работы, по этому в силовом модуле были установлены алюминиевые радиаторы. Мало того, сквозь корпус силового модуля проходил воздух всасываемый двигателем. Этот воздух обдувал радиаторы, обеспечивая должное охлаждение транзисторам и регуляторам. Если забор воздуха в двигатель по какой то причине пускался не через корпус силового модуля, то модуль перегревался и выходил из строя при сравнительно не долгом стоянии автомобиля на месте с заведённым двигателем.
Такое разделение системы управления двигателем на две части было сделано чтобы изолировать пассажирский отсек от электронных шумов и радионаводок источаемых силовым модулем, но при этом располажить тонкую капризную цифровую электронику в более комфортных условиях. Ядром логического модуля являлся микропроцессор Motorola 6803. Исполняемый процессором код хранился в 8Кх8 PROM, а топливные таблицы и калибровочные данные хранились на 8Кх8 EPROM чипе (маркировка 27с64). Мап сенсор был смонтирован прямо в корпусе логического модуля и имел внутреннее электронное подключение, но вакуумная трубка к нему приходила от самого впускного коллектора двигателя. В 1987 году логический модуль претерпел небольшие изменения.
Программное обеспечение и калибровочные данные переехали на один чип 16Кх8 EPROM (27C128), в цифровые цепи добавилась новая микросхема таймера Motorola 6840 для более точного искрообразования и управления форсунками. Обновка уменьшила время прохождения главного цикла программы до 22 милисекунд. Мап сенсор переехал в моторный отсек на правый брызговик для решения проблемы с образованием воды в вакуумной трубке и датчике. Так же система поддержания скорости движения перестала существовать отдельно, а стала частью логического модуля.
В автомобилях крайслер 1988 и 1989 годов выпуска логический и силовой модули были объединены в один корпус который стоял на месте силового модуля. Этот модуль назывался SMEC (single module engine controller). Контроллер двигателя в одном модуле. Но логическая и силовая части системы были по прежнему разделены. Они располагались на двух раздельных платах внутри корпуса SMEC. Такая компоновка сильно уменьшила количество проводов проходящих из салона в моторный отсек. Но сигналы между двумя платами внутри корпуса по прежнему проходили через проводное соединение. SMEC имел два разъёма на корпусе. Привычный нам (обладателям SBEC) 60-ти контактный разъём к логической части модуля, и 14-ти контактный разъём к силовой плате. В SBEC процессор заменён на Motorola 6811, он вдвое мощнее чем 6803 применявшегося в логических модулях. Теперь цикл главной программы выполнялся за 11 милисекунд. Исполняемый код и калибровочные таблицы по прежнему хранились вперемешку на 16ти килобайтной 27С128.
В 1990м году SMEC был заменён на новую систему разработки крайслера собранную на одной плате. Эта система получила название SBEC. В обновлённом модуле установили оптимизированную версию процессора MC68HC11, объём EPROM для исполняемого кода и таблиц увеличили до 32кб и заново спроектировали управляющие цепи и компоненты, но концептуально это по прежнему остались процессор и окружающие его логические цепи (ЛМ), и силовые управляющие компоненты (СМ) просто собранные вперемешку на одной плате. Новые технологии позволили обойтись без принудительной продувки блока, но ощутимого размера радиаторы всё равно присутствуют во всех версиях SBEC.
В 1994-95 годах Крайслер, как и другие американские автопроизводители, готовился к переходу в эру OBDII. А это требовало полной замены как программной, так и аппаратной части системы управления двигателем. В результате в 1996-м году на машинах стал устанавливаться абсолютно новый JTEC (Jeep Truck Engine Controller). Но это уже совсем другая история. Может быть мы и до неё когда нибудь доберёмся. А ради двух последних лет, предшествующих выпуску JTEC, Крайслер всё равно выпустил обновлённую версию SBECII. Пластиковый корпус и разъём остались те-же для совместимости с местами крепления и проводкой. А вот плата внутри очередной раз полностью спроектирована заново. И занимает гораздо меньше места. По этому в большом старом корпусе организовалось много пустого места. На плате установлена обновлённая модификация того же микроконтроллера. Вместо ультрафиолетовой памяти 32кб установлена электростираемая память фирмы Toshiba, иногда Hitachi. Оба варианта ёмкостью 64Кб и с возможностью обновления прошивки через диагностический порт по хитрому алгоритму с помощью спецоборудования. Новые технологии позволили уменьшить размеры и тепловыделение силовых элементов, что привело к уменьшению размеров и количества радиаторов. Еще одно отличие: во внутренней памяти микроконтроллера этих блоков впервые стал записываться не только пробег автомобиля, но и его VIN-номер.
Автор статьи: Poul
Свежие комментарии