Диагностика лямбда-зонда
Уже не в первый раз люди просят добавить на сайт информацию именно по диагностике лямбда-зонда, как титанового, так и циркониевого. Выбрал время, собрал инфу в кучу, вываливаю! Усваиваем!
В двух словах об устройстве и предназначение лямбда-зонда вообще... Писать буду простейшим незаумным и понятным каждому языком, тапками не кидаемся.
Придумана и вставлена в машины лямбда для анализа содержания кислорода в выхлопе и передаче полученной информации в "мозги" автомобиля. Другими словами, более правильное название лямбды - "Кислородный датчик". Объединяет оба вида датчиков их место в электронной системе управления подачей топлива, они сигнализируют "мозгам" о качестве топливовоздушной смеси (богатая/бедная). Ну а дальше, электроника сама делает вывод, обеднить смесь, подаваемую в цилиндры или нет. В некоторых автомобилях могут использоваться два датчика, один из которых установлен после катализатора и его функция в проверке состояния катализатора и контроле работы и исправности основной лямбды, находящейся во впускном коллекторе, либо максимально близко от него.
Рисунок выше что-то типа общего вида лямбда-зонда. Смысл фразы станет понятен ниже, из описания конструкции каждого из них. Цифрами на схеме обозначены:
- металлический корпус с резьбой и шестигранником “под ключ”;
- уплотнительное кольцо;
- токосъемник электрического сигнала;
- керамический изолятор;
- провода;
- манжета проводов уплотнительная;
- токоподводящий контакт провода питания нагревателя;
- наружный защитный экран с отверстием для атмосферного воздуха;
- чувствительный элемент;
- керамический наконечник;
- защитный экран с отверстием для отработавших газов.
Остановимся на устройстве и принципе работы каждой из лямбд в соответствуюших им разделах.
Диагностика титанового лямбда-зонда.
Диагностика титанового лямбда-зонда проводится следующим образом: при выключенном зажигании снимаем разъем с кислородного датчика, измеряем омметром сопротивление датчика. При исправной лямбде сопротивление должно быть в пределах 5-7 Ом, при сопротивлении в бесконечность лямбда-зонд однозначно мертв!
Тем не менее, диагностика титанового лямбда-зонда омметром может быть не всегда достоверна. Объясняется это тем, что сопротивление лямбды примерно сопоставимо с сопротивлением тестера. Существует еще пара способов определить его работоспособность...
Способ первый. Первый способ самый простой, если у Вас уже есть шнурок Питона. Снимаем программой RenixCom логи с автомобиля, открываем их программой ViewLog и смотрим под графиком напряжение O2. На картинке ниже искомые цифры подчеркнуты.
Постоянно одно значение (около 5 вольт) и ровная зеленая линия на графике, говорит о том, что датчик неисправен. О степени "усталости" лямбды говорит график, чем меньше величина периода на графике, тем живее лямбда-зонд. Большие периоды говорят о том, что лямбда "устает". Я думаю, что наиболее ценны эти данные в совокупности со всеми остальными, нежели, как основные опорные.
Способ второй. Способ основывается на вычислении напряжения на сигнальном проводе с помощью резистора и вольтметра. Эти действия довольно сложны, трудоемки, поэтому останавливаться на них я не буду, считаю, что проще, дешевле и выгоднее купить переходник, изваять шнурок Питона и смотреть цифры из салона машины, нежели возиться в любое время года и погоду под машиной с тестером, паяльником и формулами... Если вдруг кому-то захочется драйва от этих действий, рисуйте в форму обратной связи, я вышлю как правильно заниматься этим онанизмом.
Но неправильно работать титановая лямбда может и от недостатка подогрева. Для проверки работоспособности нагревательного элемента так же измеряем омметром сопротивление. Показания в пределах от 1,2 до 15 Ом говорят о работоспособном элементе подогрева.
Диагностика циркониевого лямбда-зонда.
К сожалению, информации по диагностике циркониевых датчиков с помощью омметра/вольтметра/амперметра я пока не нашел. Вернее той информации, которой бы я доверял. Поэтому делюсь найденным способом оценки работоспособности лямбда-зонда с помощью ПО. Программное обеспечение может различаться в зависимости от моделей машин и способов "чтения" авто программами. Например, для диагностики Jeep Cherokee, Jeep Grand Cherokee с системой впрыска топлива Mopar при отсутствии разъема OBD-II используем программу JMDRB последней версии 2.1. Для автомобилей с OBD-II пользуем другие программы, рисующие графики. Чтение графиков идентично и не зависит от используемого ПО, циркониевый лямбда-зонд читается одинаково.
"Усталость" лямбда-зонда.
Ресурс работы циркониевого датчика 100-160 тыс. км. Со временем чувствительность его может ухудшаться, что сказывается на его быстродействии. Как мы это видим и как определяем? Все довольно просто: исправный датчик в течении 10 секунд работы должен давать нам не менее 8 переключений, т.е. не менее 4-х периодов на графике. Чем плавнее переключения, чем их меньше, тем более устала лямбда. Следует заметить и запомнить, что этот критерий работает на повышенных оборотах двигателя, на 2000-2500 об. в минуту.
Еще одна из причин "усталости" лямбда-зонда - его загрязнение, применение различных присадок в топливо, низкое качество топлива, попадание антифриза либо его составных частей в систему выпуска. Именно поэтому вышеописанный способ диагностики является лишь предпосылкой к тщательному обследованию автомобиля и не позволяет сказать, что после замены лямбды следующая будет работать лучше и дольше.
Еще тест...
Возможна проверка измерения напряжения с помощью дпоступления дополнительного топлива. На прогретом двигателе, работающем на холостых, снимаем вакуумный шланг с регулятора давления топлива в системе. Снятие шланга повысит давление в системе, следовательно увеличится и количество подаваемого в цилиндры топлива. При исправном датчике его выходное напряжение повысится, если же этого не происодит, то причина либо в давлении в топливной системе, либо в неисправности лямбда-зонда.
Вот и все, что я могу рассказать на данный момент о диагностике неисправности лямбда-зонда... Работаю над этим дальше, но пока все. Единственный момент, о котором стоит сказать: скорей всего в циркониевом датчике кислорода постоянное значение выходного напряжения либо около нуля, либо около 1 вольта тоже говорит о его неисправности.
Восстановление лямбда-зонда.
Ну чего сказать об восстановлении... Мое мнение-это онанизм. Это своеобразное продлении агонии умирающего датчика. Во-первых, чистка на 100% не очистит датчик. Во-вторых, стоит ли оно того? Сегодня мы его чистим, а завтра он у нас умрет в самый неподходящий момент и все равно нужно будет покупать новый. А времени будет затрачено в пару раз больше... Короче, думаем своей головой и помним, что восстановление лямбда-зонда не есть панацея и ее загрязненность может быть следами других неисправностей автомобиля, следовательно проблема вовсе не в кислородном датчике.
Итак, как мы понимаем, что лямбда "умирает" или что загрязнена? Возрастает расход топлива, имеем неустойчивый ХХ, движок пытается заглохнуть, ухудшаются динамические свойства авто. Все вышеперечисленное-зависимость от качества ТВС (топливовоздушной смеси), то бишь, результат работы лямбды по анализу содержания кислорода в выхлопных газах. Будем лечить мертвого пациента? Хорошо!
Ортофосфорная кислота. Продается в местах высокой концентрации радиодеталей и химии для радиолюбителей. Используется для пайки или для очистки металла от оксидов. Ни металлу, ни пористой структуре керамического наконечника плохого она не сделает. Концентрация ортофосфорной кислоты в продаваемых баночках уже подходящая нам.
Для очистки наконечника лямбда-зонда ортофосфорной кислотой окунаем наконечник в кислоту и выдерживаем в ней минут 15-20. Результатом будет заметно посветлевший металл, свободный от окислов и нагара. Если это вариант не сделал своего дела, приступаем ко второму варианту! Аккуратно смачиваем наконечник кислотой, снимаем крышку с конфорки газовой плиты и нагреваем на газу до тех пор, пока кислота не начнет кипеть и брызгать. Обильно смываем водой следы реакции, мочим снова и так до достижения результата.
Сжатый воздух. Для лямбда-зондов с отверстием для атмосферного воздуха возможен и такой вариант. Засор этого отверстия тоже может быть причиной неправильной работы лямбды. Отложения на пористой структуре таким образом не снять, это скорее для отведения души и исключения этой причны. Воздух должен быть без влаги, чем выше его давление, тем лучше.
На этом все! Подведя итоги скажу, что восстановление лямбда-зонда ортофосфорной кислотой, либо другими способами я бы все же не рекомендовал... Юзайте заведомо исправные датчики и все будет отлично! Если есть предложения, дополнения, если я где ошибся, сообщите мне об этом любым доступным способом, буду очень признателен.
Напоследок немного ценных сведений до кучи, которые нужно знать и нежелательно забывать, тем более, что эти данные относятся и к работе лямбда-зонда.
- Неустойчивые холостые обороты;
- "Плавающая" частота вращения коленвала;
- Перегрев каталитического нейтрализатора;
- Увеличение расхода топлива.
- Неисправность датчика разрежения во впускном коллекторе (MAP) или датчика потока воздуха (MAF);
- Нарушение герметичности форсунок;
- Повышенное давление в топливной системе;
- Неисправность датчиков температуры воздуха на впуске и охлаждающей жидкости;
- Неправильная работа системы EGR;
- Неисправность системы вентиляции картера;
- Неисправность системы улавливания паров топлива.
- Двигатель "стремится" заглохнуть;
- "Подергивания" на холостом ходу;
- Неустойчивая работа холостого хода;
- Пропуски вспышек в цилиндрах;
- "Плавающая" частота вращения коленвала;
- Ухудшение динамических свойств.
- Неисправность датчика разрежения во впускном коллекторе (MAP) или датчика потока воздуха (MAF);
- Негерметичность системы впуска и повреждение или плохое соединение вакуумных шлангов (подсос воздуха во впускной коллектор)
- Пониженное давление в топливной системе;
- Неисправность системы зажигания;
- Загрязнение форсунок;
- Неисправность системы EGR;
- Негерметичность системы впуска.
Спасибо за информацию о титане. У меня он периодически замирает, значит под устал.