Замена титанового лямбда зонда на циркониевый.
По просьбе товарища на днях воспроизвел в жизнь проект под кодовым названием "циркониевая лямбда вместо титановой". Ни для кого не секрет, что титановая лямбда стоит существенно дороже циркониевой. Несмотря на разные принципы работы, большинство все равно выбирают тот товар, который дешевле. Но не перевелись еще на Руси умельцы, способные дешевое довести до кондиции!
Я так понимаю, что первоисточник данной схемы - топикстартер из этой темы с хюндай-форума, господин Yosik. Низкий тебе поклон, товарищ, много благодарностей и уважуха от всех страждущих.
Я долго думал, стОит ли переписывать всю тему сюда, на сайт или нет... Все же решил переписать! Чтоб до кучи в одном месте было! Итак, начнем!
Описание схемы в исполнении автора.
Список компонентов и инструмента.
Собственно, хочу упорядочить и вывалить готовый список для списывания. Оговорюсь сразу: я эту схему делал один в один, как и на схеме автора. Ничего не убирал, а про диод на входе просто забыл. Но это не критично. Еще такой момент: схема исполнялась для коробочки размером 100*50*25, в размерности 70*40, оставляя место в коробке для диагностического разъема.
Комплектующие:
- Конденсатор электролитический 100 мкф *25 вольт - 2 шт;
- Конденсатор (то ли пленочный, то ли дисковый... Мучайте продавцов, отталкиваясь от напряжения и малого размера) 1 нф * 25 вольт - 1 шт;
- Резистор 10 кОм - 1 шт;
- Резистор 1 кОм - 3 шт;
- Резистор 510 Ом - 1 шт;
- Резистор 200 кОм - 1 шт;
- Стабилизатор MC7805 (Uвых 5В) - 1 шт;
- Операционный усилитель LM2904 - 1 шт;
- Оптопара PC817 - 1 шт;
- Светодиоды зеленый и красный по 1 шт, напряжение 2-3 вольта;
- Держатели для светодиодов - 2 шт;
- Коробочка для РЭА, размеры 100мм*50мм*25мм;
В принципе, можете уже идти в магазин за мелочью, если все остальное, приведенное в списке ниже у вас есть. Если нет, дописываем:
- Канифоль, флюс, припой, цапон-лак, паяльник, прямые руки.
- Текстолитовая плата (моя печатка нарисована под плату 70*40)
- Хлорное железо
- Растворитель (ацетон)
- Удалитель флюса или Спирт (водку лучше не надо) - не более 100 грамм! И не внутрь, а в баночку))
- Зубная щетка
- Сверла на 0.8 мм (или на 1.0 мм), 1.5 мм
- провода.
По покупкам вроде бы все. Для чего все нужно, объясню дальше. По первому списку у меня вышло на 200 рублей покупок. По второму, учитывая, что бОльшая часть в обиходе не нужна и даже редко не нужна, посчитаем примерно рублей в 300. Итого около 500 рублей.
Процесс производства.
Начну описание с самого начала, если вам знакомы описываемые операции, пролистываем чуть ниже.
Как я сказал выше, плата рассчитывалась для размера 70*40. Поэтому первым делом мы готовим все для травления платы. А именно распечатываем схему.
Скачиваем лист для печати тут. В том же архиве и плата в формате .lay6
Здесь я указал расположение элементов, названия которых физически не поместились на плату.
Вообще в интернете масса способов перевести рисунок на плату. Мой личный опыт был таков:
Я купил фотобумагу формата А4 для струйного принтера, не растягивая его (изображение), убрал режим экономии. Чтобы печаталось жирнее. Распечатал. Да, именно лазерным принтером. В итоге плата вышла именно нужного размера. Вырезаем.
Радуемся четкости изображения, берем лобзик, ножовку по металлу, кому как удобнее, пилим текстолит в размер. Берем самую мелкую наждачную бумагу и чуть-чуть зашкуриваем поверхность с медью. Блестит? Значит готово! Ацетоном обезжирили, обеспечили наилучшее прилипание тонера к плате, переходим к следующему процессу Далее самое интересное и наиболее травмоопасное и дорогое!
Укладываем на какую-нибудь дощечку белый лист бумаги, текстолит медью вверх, на него у нас ложится вырезанная схема мордой вниз. Идем за утюгом, ставим его на максимальную температуру и ставим его буквально секунд на 20 поверх конструкции. Этого достаточно, чтобы при глажении бумага не съехала. Далее гладим плату с бумагой минут эдак пять... Да, момент, почему именно этот процесс самый травмоопасный и дорогой? Да потому что, испорти вы утюг, как он незамедлительно отправится в вас из рук заботливой жены. После чего придется снова идти в магазин за новым утюгом и за лекарствами)))
Прогладили.
Даем плате остыть минут пять. Идем в ближайшую раковину и держим плату под проточной водой. Так бумага быстрее набухнет и даст себя отодрать. Особо усердствовать не нужно, потому как через несколько минут бумага сама покажет готовность слезть, вам останется только аккуратненько и неспеша скатать ее либо комочками, либо рулоном.
На плате останется тонер, повторяющий все наши дорожки.
Следующий этап-травление. Для этого в баночке грамм на 500-700 разводим хлорное железо в пропорциях, указанных на банке и опускаем туда плату. Для достижения наиболее быстрого результата травления (около 30 минут) хлорное железо заливаем водой градусов 40-50 и помешиваем периодически содержимое. Я наливал в ковшик теплой воды, ставил банку туда и на очень медленном огне все это мешал. Для поддержания температурного режима, так сказать)
Готовность платы определяем визуально. Когда текстолит с обеих сторон будет одинакового цвета, значит меди на незащищенной поверхности не осталось. Готово! Проверим на всякий случай на наличие "соплей" прозвонкой. Нам не надо лишних коротышей!
Промываем плату под проточной водой. Еще раз визуально определяем, что все протравилось как надо и без косяков, берем снова ацетон, зубную щетку и снимаем ими тонер с платы.
Снова промываем. Следующий инструмент нашей эпопеи-шуруповерт. Все отверстия просверливаем сверлом 0.8 мм или 1 мм. А крайние (+12в, GND, "S_OUT +", "S_OUT -", "Sensor_IN") сверлом на 1.5 мм. В принципе, можно перевести дух. БОльшая часть дела сделана.
Теперь осталось все это распаять на плате. Пользуемся флюсом, после того, как припаяли деталь, сразу окунаем зубную щетку в спирт и яростно отмываем место пайки от флюса. Ноги отрезаем под корень. Внимательно изучаем места пайки на наличие красивой пайки, без "соплей"!!!
Тест "на столе".
Чтобы ничего не убить, для теста пользуем маленький ток. 12 вольт и 1-2 ампера желательно. Запитываемся к контакту +12В и GND. Красный светодиод горит? Ничего не шарахнуло? Значит все ок! Тест удался!
Подключение к машине!!!
Если при подключении к машине эмулятор лямбды не работает, работает некорректно, дымится, плавится, воняет.... 95% проблем в неправильности подключения!!
Дабы избежать вопросов и возможных ошибок, нарисовал наглядную схему правильного подключения эмулятора лямбда-зонда к машине. Пользуемся на здоровье!
«Сырье» для сборки трех таких коробочек куплено! Изготовлю на заказ!
Привет. Цена вопроса, можно приобрести??
Добрый день.
Я больше не занимаюсь изготовлением.
Добрый день!
Спасибо за ответ на форуме.
Не знал по существовании этого сайта,пока не увидел ссылку в подписи.
Хочу приобрести девайс(преобразователь).
И шнурок тоже ,
Возможно ли в вашей помощью добавить мозгов по диагностике с помощью этой программы.
Потому как у Pitona спрашивать себе дороже.
А сам в этом вопросе не смотря на 20-лет пусконаладочных работ(давно это уже было) тупой в вопросе диагностики авто.
Насколько я понял преобразователь не требует наладки соединить смогу сам.
А если сможете Январь на шесть цилиндров клонировать,займу очередь.
Взнос внес .И по возможности буду участвовать.
Буквально завтра же утром отвечу в ЛС на форуме)
За взнос огромнейшее человеческое спасибо! От души!
Коробчёнку получило отделение почты, а я вот фиг вам называется. Паспорт им надо видите ли (:
А я его где возьму то когда он в другом городе на прописке. Короче ждать меня будет и скулить на почте ещё дней 15 ):
Кстати на сайт денег скидывал!
Привет с Красноярска!
Вот это ситуевина) До 4-го апреля она точно на почте пролежит, надо забрать)
За посильную помощь спасибо, скоро сделаю страницу с благодарностями, отмечу участников непременно)
Привет, как с тобой связаться? На вектры б также самая проблема с лямбдой….( если удобно ответь на почту. Или вк. Очень нужна помощь
Ответил и на почту и в вк.
https://www.drive2.ru/b/481314239789662241/ привет.а это она?на омегу 2.0xev
Думаю, да. Лучше бы связаться с автором и уточнить. Но по функционалу вроде оно.
Мне бы тоже такая штука пригодилась на Range rover II только мне надо 2 канала задействовать. Как можно с вами связаться
Отвечу на почту завтра в течении дня.
Здравствуйте! А если при подаче питания горят оба диода, что то не верно спаяно? Спасибо!
В идеале проверить бы схему, подключив питание, т.е. сэмулировать сигнал с лямбды от 0 до 1 вольта.
В этом случае красный должен гореть постоянно, а зеленый при напряжении выше 0.45 вольт.
Здравствуйте, что-то у вас косяк в фотографии и схеме. Перемычка на фото готовой платы, на схеме для распечатывания ее уже нет. Чему верить не понято. Протравил плату, оказалось, что она зеркально отображена. Короче собрал что получилось, завтра узнаю работает или нет.
Плата на фото была «пилотной». В ней был косяк, пришлось ставить перемычку. В нынешней версии для печати это, разумеется, исправлено!
Скачал сейчас папку картинкой для травления платы, покрутил, повертел, все верно. На напечатанном листе она в зеркале, при переводе на плату все как положено. Скажу больше, сравнил с заготовками, отпечатанными на фотобумаге, коих осталось 2 из 10, все верно. Остальные 8 уже давно вытравлены, спаяны и отправлены людям 🙂
добрый день! есть вопросик: а по диагностике что видно при подключенной платке — какой размах лямбды 0-1в или 0-5 в, судя по https://www.lambdasensor.com/main/mcolours1.htm скорее 0-1 в (трехпроводной)? Соственно к чему вопрос, есть еще 4 проводные лямбды на основе оксид титана с желтым проводом, на котором, если мне не изменяет склероз, эталонные 5 в — типичный представитель Opel с двигателем x20xev, вот и хотелось бы нечто такое же, чтобы на выходе получался размах 0-5 в
Плата дает «размах» 0-5 вольт.
отлично! очень хочется получить одну из «коих осталось 2 из 10» 🙂 цена вопроса???
2 из 10 — это количество заготовок на фотобумаге)) Я больше не паяю)
Единственный момент, одна коробочка готовая и упакованная есть. Могу ее отправить.
Подробности нарисую в почту.
На тойота карина е
LB 95г. схема не работает, чек загорается через минуту, плата была собрана правильно и протестовала на работоспособность, лямда была с таким же сопротивлением подогрева, но увы мозги принимали как ложные показания что я только не делал… Сам наладчик КИПиА электромонтёр, возможно своеобразный лямда зонд титановый DOX-0251 DENSO, аналоги и заменители на этой машине не работают…
На Opel astra G X 18XE1 работает отлично . сопротивление 200 кОм
здравствуйте ,тоже собрал схему ,при подаче питания горят оба диода, вроде все проверил на несколько раз,буду пробовать на машине смотреть
Добрый день!
У меня пару раз тоже была такая проблема. При установке на машину все работало корректно. Пробуйте:)
спасибо за ответ))возможно дело в операционнике ..буду пробовать !
Максим, удалось ли реализовать схему на машине? У меня получилось то же самое при сборке схемы и проверки на столе, правда при напряжении 6вольт, загораются оба светодиода. Правда красный горит чуть ярче зеленого?
Добрый день. Подскажите пожалуйста. Подойдёт ли ваша схема для опель омега б. Там тоже стоит лямда титановая. Очень нужен ваш совет.
Добрый день!
Думаю, должна подойти. Посмотрите предыдущий комментарий, все работает на опеле.
Можно ли у вас купить готовый продукт? Сам я в этом рукожоп. Гайки могу крутить с электрикой не дружу. И если можно напишите на почту мне. Nik110380@mail.ru Заранее спасибо.
я давно не занимаюсь пайкой. Времени на это не хватает.
Уважаемые коллеги! Что делать если при сборке схемы и контроле «на столе» горят оба светодиода? Правда напряжение было подано при проверке 6вольт.
До конца не понял по подключению. У меня оригинальная лямбда четырёхконтактная. А эта схема, она сделана для перехода от трёхпроводной циркониевой лямбды (генерирующей ЭДС от 0 до 1 в) к четырёхпроводному разъёму авто, понимающему сопротивление? Просто у меня сейчас проблема, у меня тот же хюндаевский V6. Умерла лямбда. Я много читал, что туда ставились как цирконивые так и титановые, долго выбирал, вроде плюнул на заменители, купил в итоге оригинал, который бился по вин-номеру и нифига эта новая ОРИГИНАЛЬНАЯ лямбда не работает… Сейчас мне люди пишут, что всё равно видимо пришла циркониевая, потому что она стоила 6к, а титан около 12к стоит… И эта оригинальная, она тоже четырёхпроводная. Получается, эта схема, она не подойдёт для моего случая? Надо покупать ещё и лямбду трёхпроводную?